“Грозная” подошва на снежной каше
Если прошлогодняя бесснежная зима избавила водителей от необходимости перехода на зимнюю “обувь”, то вот нынешние морозы с гололедом расставили все на свои места. Автомобилисты бросились в СТО “переобуваться”. Кататься на летних шинах по скользким дорогам — это забава не для слабонервных.
Предназначение зимних шин — езда по обледенелому дорожному покрытию, ну а также в условиях снежно-грязевой каши. Отличие зимних покрышек от летних и всесезонных заключается в более мягкой и влагоотталкивающей резине, повышающей сцепление протектора на дороге, плюс “грозный”, специфический направленный рисунок протектора, канавки которого освобождают колеса от снежно-грязевого “винегрета” при первом удобном случае, то есть на максимально сухом или бесснежном участке дороги.
Снежная каша.
Сразу разочарую тех, кто считает, что зимние покрышки универсальны и могут с успехом использоваться в любое время года. Эксплуатация зимних шин на сухом твердом покрытии — это преждевременный износ протектора, увеличение расхода топлива, повышенная нагрузка на ходовую часть автомобиля. Кроме того, значительно возрастает ощущение езды по песку – боковой уход. В свою очередь использование летних, более жестких покрышек в мороз — это серьезная угроза безопасности за рулем, так как возникает риск аквапланирования — неуправляемости автомобиля вследствие закупоривания влагой канавок протектора и соответственно его неспособности вытеснять влагу из-под колеса. В результате сцепление последнего с дорогой практически отсутствует, а тормоза становятся бесполезными.
Аквапланированию подвержены не только летние покрышки, но и зимние с предельно изношенным протектором. На состояние шин влияют и степень изношенности амортизаторов, параметры развала-схождения, состояние подвески и так далее.
Нынешней зимой ведущие мировые производители шин не остались в долгу перед потребителями, предоставив широкий выбор усовершенствованной продукции для автомобилей всех классов.
К примеру, модель Soft Frost 3 компании Gislaved обеспечивает легкость и устойчивость автомобиля на зимней городской дороге. Дизайн рисунка протектора делает тормозной путь максимально коротким. Цена — от 700 грн.
В условиях обильного снега хорошо подойдет модель Ice 01 ТМ Dunlop (600—800 грн. в зависимости от параметров).
Один из лидеров шинного производства фирма Nokian специально для стран Центральной Европы разработала модель Nokian WR G2 для езды как по заснеженным дорогам, так и по “вбитому” снегу. Кроме того, особый состав резины предохраняет ее от растрескивания при температурных перепадах. В свою очередь для северных регионов фирма предлагает модель Nokian Hakkapeliitta R. Средний ценовой диапазон в зависимости от размера составляет 500—1500 грн.
Водители внедорожников в условиях слякоти комфортно будут чувствовать себя, “переобув” авто в шины ContiCrossContact Viking от Continental (700—1700 грн.) с низким уровнем шума. Для тех водителей, которым нужны “железные” тормоза, подойдет резина ConiiVikingContact 5 (от 1400 грн.), обладающая отменными характеристиками.
Не исчерпан кредит доверия автомобилистов к бескамерным покрышкам с влагоотталкивающим составом отечественной ТМ “Росава”. Кроме того, специфика рисунка выполняет шумопонижающую функцию. Популярные модели — WQ-103, WQ-102 (хорошо подходят для езды по обледенелой дороге), WQ-101 (для снежно-грязевой каши). В нынешнем году к ним добавилась зимняя модель для коммерческого транспорта LTW-301. Средняя стоимость шин — 250—300 грн.
Долговечность шин определяется не только их качеством, но и эксплуатацией в соответствии с инструкцией, что является залогом безопасности на зимних дорогах.
При монтаже покрышки важно помнить, что рисунок не должен быть перевернутым, шина должна вращаться в указанном стрелкой направлении. Иначе протектор будет выполнять обратную функцию — не избавляться от влаги, а наоборот, впитывать ее, что неминуемо приведет к аквапланированию со всеми вытекающими последствиями.
Для обеспечения более надежного сцепления колес с зимней дорогой служат специальные шипы, способные облегчить жизнь даже недостаточно опытному водителю. Особенно в больших городах, где постоянный поток машин превращает дорогу в каток, утрамбовывая выпавший снег.
Вместе с тем тормозной путь оснащенного шипованными колесами автомобиля увеличивается на сухом асфальте, повышается уровень шума. Кроме того, такая резина разрешена не во всех странах.
Как правило, установкой шипов занимаются фирмы—производители автопокрышек либо резина выпускается без шипов, но со специально предусмотренными для них отверстиями. Вместе с тем «ошиповать» можно даже изначально не предусмотренные для этого покрышки. Делать это должен специалист на специальном оборудовании. Стоимость работы составляет 30—80 грн. в зависимости от стоимости шипа (30—50 коп.) и количества шипов, устанавливаемых на покрышку (зависит от ее размера).
Важно помнить, что устанавливать шипы следует на все четыре колеса. Установка только на одну ось чревата возникновением опасной ситуации на дороге, даже если автомобиль полноприводной. Новые ошипованные колеса должны пройти обкатку порядка 500 км при скорости не более 70 км/ч. Тогда шипы окончательно притрутся. В период обкатки следует избегать резких торможений и стартов. Кстати, езда на приспущенных ошипованных покрышках приводит к быстрому износу или выпадению шипов, поэтому регулярно следите за давлением в шинах. При перестановке колеса должны сохранять направление вращения, поэтому нельзя переставлять правые колеса на левую сторону и наоборот. А при летнем хранении колес необходимо помечать направление вращения.
Торможение ошипованного автомобиля, у которого тормозной путь короче, может стать неожиданностью для водителя авто без шипов. Поэтому во избежание неприятностей на дороге следует обязательно установить на заднем стекле значок в виде треугольника с буквой “Ш”.
При езде по заснеженной дороге не всегда есть возможность колесу “самостряхнуться”, поэтому не лишним будет обзавестись щеткой для чистки колес (от 38 грн.).
Немаловажную роль играет правильное сезонное хранение шин. Помещение должно быть нежарким, хорошо проветриваемым, на покрышки не должны воздействовать прямые солнечные лучи. Недопустимо наличие рядом с шинами емкостей с горюче-смазочными материалами. Одетые на диски покрышки рекомендуется хранить в горизонтальном положении, без дисков — в вертикальном. При этом обязательно следует пометить, в какой последовательности они были установлены на автомобиль.
В случае отсутствия гаража или другого подсобного помещения можно воспользоваться услугой сезонного хранения шин, которую, как правило, предоставляют компании—дистрибьюторы продукции. Стоимость услуги — от 60 грн./месяц за комплект. Цена зависит от марки автомобиля.
Необходимо регулярно следить за давлением воздуха в шинах, особенно при частых грузопассажирских перевозках.
Известно, что нагрузка на колеса ведущего вала всегда выше, чем ведомого. Чтобы продлить срок резиновой жизни, рекомендуется, исходя из внешнего вида протектора и поведения машины, менять через некоторое время местами ведомые и ведущие колеса.