Тест «щетинистых» и «бритых» протекторов

Наверное, много кто, выбирая шины на зиму, обращал внимание на то, что из протекторов многих зимних моделей выбиваются тонкие резиновые волоски – это “тетинки”, как их еще называют сами производители шинной продукции. Известно, что эти отростки образуются в процессе формовки резинового изделия. И, как правило, большинство водителей не придают им особого значения. Впрочем, те же, кто представляют заинтересованное меньшинство то и дело задаются логичным вопросом – а как собственно влияет (и влияет ли вообще) эта протекторная “щетина” на сцепные свойства покрышки?

Тест «щетинистых» и «бритых» протекторов
Результаты сравнения шин Michelin XIN 2 с «щетиинками» и без.

В свете появления шин с особо длинными резиновыми хвостиками, аналогичным вопросом задались и специалисты журнала “За рулем”. Для того, чтобы лучше понять, чем отличаются модели большей или меньшей степени “волосатости”, эксперты обратились к команде испытателей Michelin с целью протестировать пару комплектов зимних автопокрышек этой компании, различных, как по фактуре протектора, так и по стране-изготовителю – специально для российского покупателя.
Испытания шин проводились на зимнем полигоне в Ивало (Финляндия). Автомобилем, на который были установлены шипованные Michelin XIN2 размера 205/55R16 стал Volkswagen Golf.
Первая серия состязаний шла между испанским и российским комплектом мишленовских покрышек. Испанская сборка датирована седьмой неделей 2009 года, российская старше неё всего на две недели, поэтому в ходе тестов возрастным фактором можно было пренебречь. Все шины прошли ошиповку на заводе в Давыдово. И это также свидетельствовало о максимальной идентичности испытуемых образцов.
До начала тестов, как и полагается, шли усреднённые замеры выступа шипов. Для российского Michelin XIN2 этот показатель оказался равен 1,6 мм, для испанского – 1,7, то есть на одну десятую миллиметра больше. Казалось бы, отличие не столь существенное, однако, как вскоре выяснилось, на ледовом катке более длинный шип “испанца” помог ему развить лучшие тяговые свойства, что проявилось в скорейшем наборе скорости и большей чёткости торможения, нежели у россиянина. Впрочем, касается это только продольного сцепления – в плане поперечного отличий выявлено не было. Но вот управляемость у российского XIN2 даже немного лучше – не так заметно ощущался снос передних колёс на повороте, не так быстро автомобиль поддавался скольжению.
Говорить о тестах на снегу фактически нечего – и русские, и испанские шины тут справились с одинаковым успехом. Различий либо не было вовсе, либо же они были столь незначительны, что делать выводы, склоняя весы в сторону какого-либо варианта, не имело смысла.
В целом же, по результатам сравнений эксперты пришли к мнению, что сборки Michelin XIN2 разных заводов-изготовителей, если и отличаются друг от друга, то это отличие едва уловимо для рядового, пусть даже опытного водителя. И это еще одно доказательство тому, что фирменные технологии и качество исполнения мишленовской продукции ничуть не зависят от того, где она выпускается.
Теперь наставала пора узнать, какой Michelin XIN2 для зимы эффективней – с щетинками или без них. Для этого команда оценщиков поочередно преодолевала ледовый трек сначала в одних, потом в других шинах. Замеры, как и в прошлый раз, шли на длину тормозного пути, разгон, а также чёткость маневрирования и время прохождения пути.
Выступ шипов у обоих вариантов был одинаковым.
Экспертами было проведено несколько заездов, в ходе которых сверялось поведение автомобиля в “щетинистых” и в “бритых” покрышках. Итоговые показатели теста сошлись в том, что щетинки действительно улучшают передачу сцепных сил на льду. Причём, если в плане сцепления на виражах разница крайне мала, то разгон с 0 до 40 км/час в “щетинистой” резине отнимает на 1 секунду меньше, а торможение с 40 км/час до 5 – это более чем на четыре секунды превосходит аналог, не имеющий щетинок! Можно сказать, что эти резиновые отростки служат на льду своего рода шипами, с той лишь разницей, что из-за мягкости они не пробивают твёрдое покрытие, а только повышают удельное давление на него и за счёт этого тяга усиливается.
Не секрет, что для того, чтобы шипы надёжно укрепились в своих гнёздах, каждая шипованная шина перед серьёзной эксплуатацией должна пройти обкатку – некоторый километраж в щадящем скоростном режиме. Вот почему тяговые свойства шипованных покрышек раскрываются на ледовом покрытии не сразу, а лишь спустя какое-то время использования за пределами льда. Но это касается исключительно металлических элементов протектора. В том же случае, когда резина усеяна щетинками, первое время шина может добирать недостающую динамику на льду непосредственно за их счёт, не задействовав еще шипы в полную силу. А когда “щетина” протектора стирается, это означает, что она выполнила своё временное предназначение и дальше всё дело уже в эффективности самой ошиповки.
Вывод, напрашивающийся из результатов тестов, напрямую говорит о преимуществе шин с резиновыми волосками на протекторе. Ведь в период уплотнения шипов, пока заводская “щетина” еще не стерлась, такие покрышки позволяют с большей уверенностью ездить в гололёд. Следовательно “щетинистые” протекторы абсолютно ничем не хуже – если даже не лучше – тех, на которых эти хвостики отсутствует.

Comments are closed.